Стоици́зм — философская школа,
возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до
конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоа
Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»), где основатель
стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил в качестве
учителя. До того стоиками в Афинах называли сообщество поэтов,
собиравшихся в Стоа Пойкиле за сто лет до появления там Зенона и его
учеников и единомышленников. В истории стоицизма различают три главные
составляющие:
Древняя стоя: III—II века до нашей
эры. Зенон Китийский (ок. 336—264 гг. до н. э.) — основатель школы;
Клеанф (?- ок. 232 г. до н. э.); Хрисипп из Сол (281/277 - 208/205 гг.
до н.э.). Их ученики: Персей Китийский, Аристон, Герилл, Зенон Тарсский,
Сфер Боспорский, Кратет Малльский, Диоген Вавилонский, Аполлодор из
Селевкии, Антипатр из Тарса и др.
Средняя стоя (стоический платонизм):
II—I века до нашей эры. Представители: Панетий Родосский (ок. 180—110
гг. до н. э.) и Посидоний (ок. 135-51 гг. до н. э.). Они перенесли
стоические идеи в Рим. Другие представители: Мнесарх, Дардан, Гекатон
Родосский, Диодот, Гемин, Антипатр из Тира, Афинодор и др.
Поздняя стоя (римский стоицизм): I—II
век н. э. Сенека (4 г до н. э. — 65 г н. э.), Эпиктет (50-138 гг. н. э.)
и Марк Аврелий (121—180 гг. н. э.). Другие представители: Муссоний Руф,
Секст Херонейский, Гиерокл, Корнут, Евфрат, Клеомед, Юний Рустик и др.
Иногда выделяют 4-й период в развитии
стоицизма, связывая его с учениями некоторых пифагорейцев и платоников
I-II вв.н.э., Филона Александрийского.
В конечном итоге произошло сближение
стоицизма с неоплатонизмом, а затем растворение его в последнем.
Также, несомненно влияние стоицизма на
гностические учения аскетической направленности (валентинианская и
маркионитская школы).
Учение стоиков
Учение стоиков принято разделять на
три части: логику, физику и этику. Известно их сравнение философии с
фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает,
физика является растущим деревом, а этика — плодами. Также свою систему
классификации стоики сравнивали с животным и с яйцом. В первом случае
кости — логика, мясо — физика, душа животного — этика; во втором —
скорлупа — логика, белок — физика, а желток яйца — этика.
Зенон делил философию на физику, этику
и логику (последний термин, возможно, именно Зенон ввёл в философское
обращение). Клеанф же различал в философии диалектику, риторику, этику,
политику, физику и теологию. Хрисипп вернулся к делению Зенона, ставя,
как и тот, на первое место логику. Но если Зенон ставил после логики
физику, то Хрисипп - этику.
Логика
Стоическая логика, помимо
формально-логической теории, содержит исследование гносеологических и
лингвистических проблем.
К силлогистике стоики добавляют пять
дизъюнктивных форм вывода, из которых должны состоять все правильные
заключения. При этом в качестве переменных используются не понятия, а
высказывания:
Если есть A, то есть и B. A есть.
Следовательно, есть и B.
Если есть A, то есть и B. Но B не
существует. Следовательно, нет и A.
A и B не могут существовать
одновременно. A есть. Следовательно, В не существует.
Существует либо A, либо B. A
существует. Следовательно, В не существует.
Существует либо A, либо B. В не
существует. Следовательно, A существует.
Стоики полагают, что необходимо
вскрывать происхождение каждого слова. Например, родительный падеж от
имени Зевс — Дзенос — они производят от «дзен» («жить»).
Исходным пунктом стоической теории
познания является материя. Хрисипп говорит, что восприятие изменяет
состояние нашей материальной души. Зенон полагает, что оно
отпечатывается в душе, как в воске.
Физика
Стоики представляют мир живым
организмом, управляемым имманентным божественным законом логосом.
Человеческая судьба является проекцией этого логоса, посему стоики
возражали против идеи спора с судьбой или её испытания. Главное
препятствие на пути гармонии со своей судьбой — это страсти. Идеалом
стоиков был невозмутимый мудрец.
Согласно стоицизму, всё существующее —
телесно, и различается только степенью «грубости» или «тонкости»
материи. Сила не есть нечто нематериальное или абстрактное, а есть
тончайшая материя. Сила, управляющая миром в целом, — Бог. Вся материя
есть лишь модификации, находящиеся в вечном изменении этой божественной
силы и снова и снова растворяющиеся в ней. Вещи и события повторяются
после каждого периодического воспламенения и очищения космоса.
В центре теологии стоиков находится
логос.
« Логос неразрывно связан с
материей. Он находится в смешении с ней; он целиком пронизывает,
формирует и образует её, созидая тем самым космос. »
Взаимосвязь всего со всем понимается
как осмысленный порядок, реализуемый божественной волей. Такой порядок
стоики называют роком, а предопределенную им цель — провидением.
Этика
В этике стоицизм близок киникам, не
разделяя презрительного отношения последних к культуре. Все люди —
граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм
уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей: свободных и
рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Всякое нравственное действие
является, согласно стоикам, ничем иным, как самосохранением и
самоутверждением и это увеличивает общее благо. Все грехи и
безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной
человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела
— гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою
личность в противовес всему внешнему, не склоняться ни перед какой
силой.
Главная идея стоической этики —
телеологически и каузально предустановленный ход мировых событий. Цель
человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это
единственный способ достижения гармонии. «Кто согласен, того судьба
ведёт, кто не согласен, того она тащит» (Сенека).
Стоики выделяют четыре вида аффектов:
удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать,
пользуясь правильным суждением (ортос логос).
Все вещи стоики делят на благо, зло,
безразличие (адиафора).
Предпочитать следует вещи, сообразные
с природой. Такие же различия стоики проводят и между поступками.
Существуют дурные и благие поступки, средние поступки называются
«подобающими», если в них реализуется естественная предрасположенность.
Во времена империи учение стоиков
превратилось в своего рода религию для народа. Этика стоицизма
пользовалась большим влиянием в средние века и эпоху Возрождения.