Лу́ций А́нней Се́нека (лат. Lucius
Annaeus Seneca minor), Сенека младший или просто Сенека (4 до н. э.,
Кордуба — 65, Рим) — римский философ-стоик, поэт и государственный
деятель.
Воспитатель Нерона и один из
крупнейших представителей стоицизма.
Сын Луция (Марка) Аннея Сенеки
Старшего (выдающегося ритора и историка) и Гельвии. Младший брат
Юния Галлиона. Принадлежал к сословию всадников.
Биография
В раннем возрасте был привезён
отцом в Рим. Учился у пифагорейца Сотиона, стоиков Аттала, Секстия,
Папиния.
Ок. 33 — при императоре Тиберии
становится квестором.
37 — ко времени восшествия на
престол Калигулы слава Сенеки как оратора и писателя возрастает
настолько, что возбуждает зависть императора и в конце концов он
распорядился убить Сенеку. Однако одна из многочисленных наложниц
императора уговорила его не делать этого, сославшись на то, что
слабый здоровьем философ и так скоро умрёт.
41 — в первый год правления
Клавдия за причастность к дворцовой интриге попадает в ссылку и
проводит восемь лет на Корсике.
49 — жена императора Клавдия
Агриппина Младшая добивается возвращения Сенеки из ссылки и
предлагает ему стать наставником её сына — будущего императора
Нерона.
54 — после отравления Клавдия к
власти приходит шестнадцатилетний Нерон. Его наставники — Сенека и
Секст Афраний Бурр — становятся первыми советниками императора.
Особенно велико в этот период влияние Сенеки.
57 — получает высшую в империи
должность консула. Богатство его достигает в эту пору огромной суммы
в 300 млн сестерций.
59 — Нерон вынуждает Сенеку и
Бурра косвенно участвовать в убийстве своей матери, Агриппины.
Сенека пишет для Нерона постыдный текст выступления в сенате с
оправданием этого преступления. Его отношения с императором
становятся всё более натянутыми.
62 — после смерти Бурра Сенека
подаёт прошение об отставке и удаляется на покой, оставив всё своё
огромное состояние императору.
65 — раскрыт заговор Пизона. Этот
заговор не имел положительной программы и объединял участников
только страхом и личной ненавистью к императору. Нерон, ощущавший,
что сама личность Сенеки, всегда воплощавшая для него норму и
запрет, является преградой на его пути, не мог упустить случая и
приказал своему наставнику покончить жизнь самоубийством: по приказу
Нерона Сенека был приговорён к смерти с правом выбора способа
самоубийства.
Был идеологом сенатской оппозиции
деспотическим тенденциям первых римских императоров. Был фактическим
правителем Рима в молодые годы Нерона, однако позднее был оттеснён
от власти, когда отказался санкционировать репрессии против
противников Нерона и против христиан.
Смерть Сенеки
Покончил жизнь самоубийством по
приказу Нерона, чтобы избежать смертной казни. Несмотря на
возражения мужа, жена Сенеки Паулина сама изъявила желание умереть
вместе с ним и потребовала, чтобы её пронзили мечом.
Сенека ответил ей: «Я указал тебе
на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть. Я
не буду противиться. Умрём же вместе с одинаковым мужеством, но ты —
с большею славой».
После этих слов оба вскрыли себе
вены на руках. У Сенеки, который был уже стар, кровь текла очень
медленно. Чтобы ускорить её истечение, он вскрыл себе вены и на
ногах. Так как смерть всё не наступала, Сенека попросил Стация Аннея,
своего друга и врача, дать ему яду. Сенека принял яд, но напрасно:
тело его уже похолодело и яд не произвёл своего действия. Тогда он
вошёл в горячую ванну и, обрызгав водой окружавших его рабов,
сказал: «Это — возлияние Юпитеру Освободителю».
Философия
Сенека отстаивал идею
духовной свободы всех людей независимо от их общественного
положения.
Согласно его учению объяснением
рабства может быть только телесное и чувственное, но не духовная и
разумная часть человека. Тот, кто думает, что рабство
распространяется на всю личность, заблуждается. Дух - сам себе
господин. Господину может принадлежать только тело. Раб - человек
равный по натуре всем людям. Сенека полностью не отвергал рабство
как институт, но считал его несостоятельным, призывал всех к
справедливому обращению с рабами, как духовными субъектами. Все люди
- сотоварищи по рабству. Нет рабства более позорного, чем
добровольное.
Сенека считает судьбу причиной всех причин.
Судьба отождествляется с
богом, божественным духом, провидением. Цепь событий
подчинена вечному вращению судьбы. Люди не в силах изменить мировые
отношения, частью которых являются их собственные отношения. Они
могут только мужественно и стойко переносить развертывающиеся
предначертания судьбы, отдаваться воле законов природы.
Все люди, говорил Сенека,
родные друг другу (все люди члены одного тела). Природа
сотворила всех из одной и той же материи, для одного и того же блага
- разума (это божественный дух, погруженный в тело человека). В
естественной правовой концепции Сенеки неминуемый закон судьбы
играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие
установления, в том числе все законы и даже государства. Само
естественное право выступает и как природный факт, и как
необходимость императивного разума. В качестве факта и нормы
общественного порядка разум воплощен также и в человеческом
сообществе, как части мирового целого. Соответствие человеческих
отношений божественному началу базируется на началах разума.
Человеческий разум является частью божественного духа.
Вселенная, по Сенеке, - это
естественное государство со своим естественным правом, признание
чего - дело необходимое и разумное. Членами этого
государства являются все люди независимо от того, признают они это
или нет. Мы должны представить себе государство, которое включает в
себя богов и людей, границы которого измеряются движением; другое
государство - к нему нас приписала случайность. Есть такие люди,
которые служат только одному государству, и такие, которые служат и
большому и малому государству. Главным является большое государство.