Иммануи́л Кант (нем. Immanuel Kant
[ɪˈmaːnu̯eːl ˈkant]; 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия— 12 февраля
1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой
классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и
Романтизма.
Коротко
Основатель теории познания с точки
зрения бытия и его сущности
Впервые не характер и структура
познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривал
как главный фактор, определяющий способ познания
Анализирует структуру субъекта. В
отличии от Бэкона и Декарта, где субъективное является препятствием
(см идолы пещеры у Бэкона), Кант решает установить различие между
субъектив и объектив элементами знания, исходя их самого субъекта.
В субъекте 2 слоя: эмпирический
(индивидуально-психологические особенности человека) и
трансцедентальный (всеобщ опред., сост. принадлежность человека как
такового). Трансцедентальный дает объективные знания –
надындивидуальное начало.
Считал гносеологию (науку о
познании) главной проблемой философии. Надо изучать не сами вещи, а
познавательную деятельность.
Критический анализ познавательных
способностей, чтобы выяснить их природу и возможности.
Мир явлений и мир «вещей в себе».
В мире явлений все зависит друг от друга, вещь в себе как
субстанция, то есть нуждается только в самой себе.
Разум руководит поступками
человека. Исходя их мира явлений и мира вещей в себе: мир природы,
где чувства, все есть причина чего-то, у всего есть причина –
действуют законы природы и мир свободы, где разумное существо есть
цель сама по себе, следовательно она не может быть причиной – законы
разума.
Биография
Родился в небогатой семье
ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого
Иммануила. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца,
заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную
гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский
университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и,
чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем.
Именно в это время, в 1747—1755 годы, он разработал и опубликовал
свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из
первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.
В 1755 году Кант защищает
диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему
право преподавать в университете. Для него наступил сорокалетний
период преподавательской деятельности.
Во время Семилетней войны с 1758
по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского
правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. В
частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году
он адресует императрице Елизавете Петровне.
Естественнонаучные и философские
изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами: в трактате
«К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы
будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая,
что «просвещение — это мужество пользоваться собственным разумом».
С 1770 года принято вести отсчёт
«критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46
лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского
университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин —
философских, математических, физических.
К этому времени вызрело
принципиально важное признание Канта о целях его работы: «Давно
задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой
философии, состоял в решении трёх задач:
1) что я могу знать?
(метафизика);
2) что я должен делать?
(мораль);
3) на что я смею надеяться?
(религия);
наконец, за этим должна была
последовать четвёртая задача — что такое человек? (антропология,
лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет)».
В этот период Кантом были
написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному
репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие
огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:
Будучи слаб здоровьем, Кант
подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех
своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во
языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало
поговорок и анекдотов. Женат он не был. Шутил, что когда он хотел
иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел[4].
Впрочем, женоненавистником также не был, охотно с ними беседовал,
был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна
из сестёр.[5]
Несмотря на философию, мог иногда
проявить этнические предрассудки, в частности, юдофобию.
Кант был похоронен у восточного
угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в
профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924
году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде
открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого
собора.
Этапы творчества
Кант прошёл в своем философском
развитии два этапа: «докритический» и «критический» (Эти термины
определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781 год;
«Критика практического разума», 1788 год; «Критика способности
суждения», 1790 год)
1 этап
(до 1770 года) — Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены
предшествующей философской мыслью. Кроме того, в этот период философ
занимался естественнонаучными проблемами:
разработал космогоническую
гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской
первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и
теория неба», 1755 год);
наметил идею генеалогической
классификации животного мира, т.е. распределения различных классов
животных по порядку их возможного происхождения;
выдвинул идею естественного
происхождения человеческих рас;
изучал роль приливов и отливов
на нашей планете.
2 этап
(начинается с 1770 или с 1780-х годов) — занимается вопросами
гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими, то
есть общефилософскими, проблемами бытия, познания, человека,
нравственности, государства и права, эстетики.
Философия
Теория познания
Кант отвергал догматический способ
познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод
критического философствования, сущность которого заключается в
исследовании самого разума; границ, которые может достичь разумом
человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.
Главным философским произведением
Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для
Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего
это касается возможности чистой математики и чистого естествознания
(«чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не
примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в
терминах различения аналитических и синтетических суждений — «Как
возможны синтетические суждения априори?» Под «синтетическими»
суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания по
сравнению с содержанием входящих в суждение понятий. Эти суждения
Кант отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл самих
понятий. Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность
термину «апостериори» — «из опыта».
Кант, вслед за Юмом, соглашается,
что если наше познание начинается с опыта, то его связь —
всеобщность и необходимость — не из него. Однако, если Юм из этого
делает скептический вывод о том, что связь опыта является всего лишь
привычкой, то Кант эту связь относит к необходимой априорной
деятельности рассудка. Выявление этой деятельности рассудка в
отношении опыта Кант называет трансцендентальным исследованием. Вот
как об этом пишет сам Кант: «Я называю трансцендентальным всякое
познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего
познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным
априори».
Кант не разделял безграничной веры
в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по
его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что
первым указал, что для обоснования возможности знания следует
признать, что не наши познавательные способности должны
сообразовываться с миром, а мир должен сообразовываться с нашими
способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря,
наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом
деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с
возможностями нашего познания, а именно: рассудок является активным
участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по
сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром
(вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя
(ощущения) постигается сознанием. Единое синтетическое целое материи
и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится
чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир, как
он есть сам по себе (то есть вне формирующей деятельности рассудка)
— вещь-в-себе, и мир, как он дан в явлении, то есть в опыте.
В опыте выделяются два уровня
формообразования (активности) субъекта. Во-первых, это субъективные
формы чувства — пространство и время. В созерцании чувственные
данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и
тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это
чувственный синтез.
Во-вторых, благодаря категориям
рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез.
Основой всякого синтеза является,
согласно Канту, самосознание — единство апперцепции (лейбницевский
термин). В «Критике» много места уделяется тому, как понятия
рассудка (категории) подводятся под представления. Здесь решающую
роль играет воображение и рассудочный категориальный схематизм.
Кант выделяет следующие категории
рассудка:
Категории количества
Единство
Множество
Цельность
Категории качества
Реальность
Отрицание
Ограничение
Категории отношения
Субстанция и
принадлежность
Причина и следствие
Взаимодействие
Категории модальности
Возможность и
невозможность
Существование и
несуществование
Необходимость и
случайность
Знание даётся путём синтеза
категорий и наблюдений. Кант впервые показал, что наше знание о мире
не является пассивным отображением реальности, а является
результатом активной творческой деятельности рассудка.
Наконец, описав эмпирическое
применение рассудка (то есть применение его в опыте), Кант задается
вопросом возможности чистого применения разума (рассудок, согласно
Канту -- низшая ступень разума, применение которой ограничивается
сферой опыта). Здесь возникает новый вопрос: «Как возможна
метафизика?». В результате исследования чистого разума Кант
доказывает, что разум не может иметь конститутивного значения, то
есть основывать на самом себе чистое знание, которое должно было бы
составить чистую метафизику, поскольку «запутывается» в паралогизмах
и неразрешимых антиномиях (противоречиях, каждое из утверждений
которых одинаково обосновано), но только регулятивное значение —
давать систему принципов, которым должно удовлетворять всякое
знание. Собственно, всякая будущая метафизика, согласно Канту,
должна принимать во внимание его выводы.
Этика
Об абсолютной морали и доброй воле
Во введении к «Основоположению к
метафизике нравов» (другой перевод: «Основы метафизики
нравственности»), 1785 год, Кант сформулировал исходную аксиому
своей теоретической этики: если моральный закон обязателен, то он
непременно содержит в себе абсолютную необходимость. В отличие от
законов природы, «по которым все происходит», в нравственности речь
идет о законах, «по которым все должно происходить». Каждый человек
должен знать законы морали и те случаи, в которых они реализуются.
Абсолютный закон лежит в основе морального закона, а тот, в свою
очередь, опирается на добрую волю.
Добрая воля — чистая (безусловная)
воля. Чистая добрая воля не может существовать вне разума, так как
она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И для того,
чтобы породить эту волю, нужен разум.
Категорический императив
Нравственный закон — принуждение,
необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А
значит, он приобретает форму принудительного веления — императива.
Гипотетические императивы
(относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки
хороши для достижения определенных целей (таковы, например, советы
врача человеку, заботящемуся о своем здоровье).
Категорический императив
предписывает поступки, которые хороши сами по себе, объективно,
безотносительно к какой-либо иной цели (например, требование
честности):
"поступай только согласно
такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь
пожелать, чтобы она стала всеобщим законом";
"поступай так, чтобы ты всегда
относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого
также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к
средству";
"принцип воли каждого человека
как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы":
следует "совершать все, исходя из максимы своей воли как такой,
которая могла бы также иметь предметом самое себя как волю,
устанавливающую всеобщие законы".
Это три разных способа
представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе
два других.
Для проверки соответствия
конкретного поступка нравственному закону Кант предложил
использовать мысленный эксперимент.
Этическое учение Канта развито в
«Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе
«как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить так,
как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая
нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и
императивов (общезначимые правила). Императивы -- об этом уже
говорилось -- могут быть двух видов: категорические и
гипотетические. Категорический императив требует соблюдения долга.
Гипотетический императив требует, чтобы наши действия были полезны
(целесообразны). Существуют следующие (несколько упрощённые по
сравнению с кантовскими) формулировки категорического императива:
«Поступай всегда так, чтобы
максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом
(поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»;
«Относись к человечеству в
своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда как к цели
и никогда — только как к средству».
В этическом учении человек
рассматривается с двух точек зрения:
человек как явление;
человек как вещь в себе.
Поведение первого детерминировано
исключительно внешними факторами и подчиняется гипотетическому
императиву. Поведение второго должно подчиняться категорическому
императиву, высшему априорному моральному принципу. Таким образом,
поведение может определяться и практическими интересами, и
моральными принципами. Возникают две тенденции: стремление к счастью
(удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к
добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу, и так
возникает «антиномия практического разума».
Долг
Человек, стремящийся к
добродетели, обладает волей, побуждающей его к совершению добрых
дел. Это чистая, добрая воля. Она разумна, так как имеет в себе
способность действовать согласно представлению о том, как должно
(следует) поступать, — то есть о законе правильности. Человек
проявляет свое отношение к закону через степень уважения. Уважение
как чувство, свойственное человеку, целиком зависит от разума.
Необходимость действия из уважения к нравственному закону и есть
долг. Долг выражает нравственные соображения, пусть даже порой и
противоречащие эмпирическим интересам индивида.
Мнимая мораль — та, которая
основана на принципах полезности, приятности, инстинкте, внешнем
авторитете и различного рода чувствах.
Нравственное достоинство
"приписывается [Кантом] лишь тому, кто не только какие-нибудь
частные и случайные интересы, но и все благополучие своей жизни
безусловно подчиняет моральному долгу или требованиям совести".
Нравственное учение и проблема религии
Свои ранние взгляды по данному
вопросу Кант изложил в работе докритического периода «Единственно
возможное основание для доказательства бытия Бога» (1763 год). Бог —
«абсолютно необходимая сущность». Искренне верить в Бога — значит
быть добрым и вообще истинно нравственным.
В философии Канта нравственное
соединено с идеей божественного. Церковь, исходя из идеала веры,
есть всеобщее и необходимое нравственное соединение всех людей и
представляет собою царство Божие на земле. Стремление же к
господству нравственного миропорядка в земной и чувственной жизни
есть высшее благо.
Эстетика
В эстетике Кант различает два вида
эстетических идей — прекрасное и возвышенное. Эстетическое — это то,
что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное — это
совершенство, связанное с формой. Возвышенное — это совершенство,
связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в
пространстве (математически возвышенное). Пример динамически
возвышенного — шторм. Пример математически возвышенного — горы.
Гений — это человек, способный к воплощению эстетических идей.
О человеке
Воззрения Канта на человека
отражены в книге «Антропология с прагматической точки зрения» (1798
год). Главная её часть состоит из трёх разделов в соответствии с
тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и
неудовольствия, способность желать.
Человек — это «самый главный
предмет в мире», так как у него есть самосознание.
Человек — это высшая ценность, это
личность, индивидуальность. Самосознание человека порождает эгоизм
как природное свойство человека. Человек не проявляет его только
тогда, когда рассматривает свое «Я» не как весь мир, а только как
часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные
проявления личности.
« Относись к человеку как к цели, а не как к средству. »
Человек может иметь неосознанные
представления — «тёмные». Во мраке сознания может протекать процесс
рождения творческих идей, о которых человек может знать только на
уровне ощущений.
От сексуального чувства (страсти)
мутится разум. Но у человека на чувства и желания накладывается
нравственная и культурная норма.
Анализу Канта подверглись такие
способности человека, как талант и гений. "Талант к изобретению и
открытию - это высший уровень дарования. Таков гений."
Идея права и государства
По мнению В. Ф. Асмуса,
социально-политическое учение Канта было противоречивым.
В учении о праве Кант развивал
идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм
личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед
законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных.
В учении о государстве Кант
развивал идеи Жан-Жака Руссо: идею народного суверенитета (источник
суверенитета, однако, у Канта -- не народ, а монарх, которого
осуждать нельзя, так как он «не может поступать не по праву»).
Кант рассматривал и идеи Вольтера:
признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с
оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но
повинуйтесь».
Государство (в широком смысле) —
объединение множества людей, подчинённых правовым законам.
Все государства имеют три власти:
законодательная (верховная) —
принадлежит только объединенной воле народа;
исполнительная (действует
согласно закону) — принадлежит правителю;
судебная (действует согласно
закону) — принадлежит судье.
Государственные устройства не
могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть
необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон
самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица). Истинная
республика — система, управляемая уполномоченными депутатами,
избранными народом.
В учении об отношениях между
государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих
отношений, против господства в международных отношениях права
сильного. Поэтому Кант за создание равноправного союза народов,
который бы оказывал помощь слабым. И считал, что такой союз
приближает человечество к осуществлению идеи вечного мира.
О конце сущего
В «Берлинском ежемесячнике» (июнь
1794 года) Кант опубликовал статью «Конец всего сущего». Идея конца
всего сущего представляется в этой статье как размышление об участи
всего человечества. В статье говорится о конечной цели человеческого
бытия.